МОНИТОРИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ«Определение уровня сформированности информационной компетентности учащихся общеобразовательных учреждений
Республики Мордовия
(на примере предметов естественнонаучного цикла)»
Исследование проводится 16 ноября 2010 года
Эпоха научно-технической революции в корне изменила представления о современном мире, захлестнула общество потоком разнообразной информации. В наши дни информацию рассматривают как источник ресурсов наравне с трудовой деятельностью, а информационные технологии – как средство повышения производительности и эффективности труда. Вхождение человеческой цивилизации в такое информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Сущность новой парадигмы образования заключается в следующем:
– переход от усвоения значимых объемов информации, накопленных при изучении какой-либо дисциплины, к овладению способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
– освоение навыков работы с любой информацией, с самыми разнородными данными и формирование на этой основе самостоятельного (критического) мышления, а не репродуктивного типа мышления;
– дополнение традиционного принципа «формировать знания, умения и навыки» принципом «формировать компетентность обучающегося».
Для таких кардинальных изменений в системе образования необходимо решить проблему специальной подготовки обучаемого к жизни в информационном обществе. Одним из путей решения данной проблемы является формирование в процессе обучения информационно-коммуникационной компетентности у учащихся общеобразовательных учреждений. Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач и ситуаций с привлечением персонального компьютера и средств компьютерной обработки информации.
Чтобы говорить об оценке уровня сформированности данного вида компетентности, необходимо определить ее показатели и критерии. В качестве показателей, определяющих уровень сформированности информационно-коммуникационной компетентности у школьников мы выделяем следующие:
– осознание недостатка информации и ее необходимости в решении какой-либо задачи;
– осуществление поиска необходимой информации в разных информационных источниках;
– оценивание найденной информации (аналитическая обработка информации и критическое отношение к ней);
– создание новой информации средствами информационно-коммуникационных технологий;
– сохранение и передача информации.
На основе этих показателей мы выделяем I, II и III уровни сформированности информационно-коммуникационной компетентности.
Низкий уровень характеризуется тем, что школьник:
– не осознает недостатка и информации и ее необходимости для решения задачи;
– для поиска информации использует один информационный источник, предложенный учителем;
– демонстрирует понимание полученной информации;
– испытывает затруднения в применении средств информационно-коммуникационной технологии при создании новой информации.
Средний уровень характеризуется тем, что школьник:
– осознает недостаток информации для решения какой-либо задачи;
– использует несколько информационных источников, предложенных учителем;
– интерпретирует полученную информацию в контексте решаемой проблемы или задачи;
– применяет средства информационно-коммуникационной технологии, демонстрируя стандартные операционные умения.
Высокий уровень характеризуется тем, что школьник:
– осознает, какой информацией для решения задачи обладает, а какой – нет;
– самостоятельно выбирает информационные источники, соответствующие выполняемому заданию или решаемой проблеме;
– критически относится к полученной информации;
– самостоятельно применяет средства информационно-коммуникационной технологии для создания новой информации, может интегрировать несколько программных средств.Цель мониторингового исследования: оценить умения и навыки учащихся общеобразовательных учреждений, получать информацию, обрабатывать ее, предоставлять в удобном для себя и других пользователей виде, демонстрировать понимание полученной информации, делать выводы и принимать решения в условиях неопределенности.
Задачи:
• определить уровень сформированности информационной компетентности у учащихся общеобразовательных учреждений;
• оценить умение учащихся использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией;
• определить умение учащихся осуществлять поиск необходимой информации в разных информационных источниках;
• оценить умение учащихся анализировать и обрабатывать информацию и критически относится к ней;
• проанализировать условия для формирования информационной компетентности учащихся, созданные в общеобразовательных учреждениях РМ.
Технология проведения исследования.
Варианты контрольных заданий направляются в общеобразовательные учреждения по электронной почте, ответственность за конфиденциальность несет заместитель директора по УВР ОУ.
Для проведения мониторинга и проверки заданий следует привлечь независимых экспертов, учителей – предметников естественнонаучного цикла из других общеобразовательных учреждений района.
Варианты контрольных заданий для учащихся распечатываются на одном листе формата А4 с двух сторон по количеству учащихся 10-х классов. Для проведения мониторинга необходимо обеспечить учащихся учебной, справочной литературой и доступом в Интернет.
Работы проводятся учителями-предметниками ОУ на втором, третьем уроке по режиму образовательного учреждения в течение 45 мин. За 5 минут до начала урока дается инструкция ученикам, раздаются листы для выполнения работы с заданиями. По истечении времени эксперт собирает работы учащихся. Учитель - предметник расписывается в каждой работе, подтверждая подписью исправления, сделанные учеником в работе.
Заместитель директора по УВР школы и независимый эксперт визируют каждую работу и организуют проверку работ группой экспертов в составе 3 чел. и заполнение форм итоговой отчетности.
Проверенные работы с протоколом проверки опечатываются и направляются в Центр поддержки и сопровождения проектов МРИО для систематизации полученной информации и анализа данных. |